На рассмотрение вынесут Стратегию развития биотехнологической отрасли



До 25 января 2010 года в Правительство РФ поступит на рассмотрение  «Стратегия развития биотехнологической отрасли Российской Федерации на 2010 – 2020 гг.». Решение об этом было принято  4 декабря 2009 г.  в Москве на совещании Союза предприятий биотехнологической отрасли, где обсуждался предварительный проект долгосрочной Стратегии, сообщает пресс-служба Общества Биотехнологов России им. Ю. А. Овчинникова.

Ранее 15 октября на Парламентских слушаниях в Госдуме разработка подобного документа названа важнейшей из многочисленных рекомендаций. Экспертное сообщество не заставило долго ждать и подготовило концепцию документа. Кроме того, Правительству РФ решено представить приоритетные комплексные научно-технические и производственные проекты для реализации в рамках Стратегии.

Основным разработчиком Стратегии  выступает Общество биотехнологов России им. Ю.А. Овчинникова (ОБР), которое с 2003 годы объединило  более 3000 ученых и специалистов в 57 ре-гионах страны, при поддержке Союза предприятий биотехнологической отрасли, которое развивается с 2004 года, а также  Экспертного совета по биотехнологической и фармацевтической промышленности при Комитете Госдумы по промышленности.

Это второй крупномасштабный документ биотехнологического сообщества для того, чтобы Правительство РФ обратило внимание на проблему  и начало возрождение биоиндустрии в стране. Ранее была разработана Национальная программа  на 2006-2015 годы, которая осталась практически без внимания на федеральном уровне, однако значительно способствовала системному развитию отрасли в регионах.  За последние годы ряд областей активно приступил к разработке и реализации собственных программ развития биотехнологии (Республика Татарстан, Чувашская Республика, Кировская область и другие), и эта тенденция набирает обороты.

«Комплексное возрождение биотехнологий в Росси не возможно без поддержки государства и принятия ряда решений на высшем уровне, поскольку отрасль имеет большое социальное и экономическое значение. От биотехнологии напрямую и  во многом зависит развитие медицины, обеспечение страны самыми необходимыми лекарствами, включая вакцины, разработка новейших препаратов, в том числе от рака, СПИДа, гепатитов, диабета и многих других болезней,  развитие сельского и лесного хозяйств, энергетики, перевод химической промышленности на биотехнологии, улучшение экологии, развитие регионов и многое другое. Поэтому необходимо на самом высоком уровне выделение приоритетов развития биотехнологии и биоэкономики», - считает один из основных разработчиков экспертной стратегии президент ОБР Раиф Василов.

Пока бюджет России из-за игнорирования биондустрии теряет колоссальные возможности в настоящем и уникальные  в будущем. Европейская биоэкономика имеет годовой оборот свыше 1730 млрд. евро, с занятостью более 22 миллионов человек. В России соответственно на  порядки меньше -101,8 млрд. евро   и 9,2 млн. человек. В Америке уже более 1,5 тысяч биотехкомпаниий, в России не более 50. Тогда как, биоиндустрия, по мнению биотехнологов,  это «счастливый билет» и основа для конвертирования геополитических преимуществ России в экономическое развитие го-сударства. Именно биоиндустрия способна решить ключевые вопросы, с которыми страна сегодня сталкивается в плане депопуляции и деградации социально-экономических аспектов жизни на терри-ториях.

Так, например, большие надежды по возрождению промышленной биотехнологии эксперты возлагают на постройку 10-12 региональных заводов по глубокой переработке излишков зерна, которое пока за бесценок сплавляется по рекам в Европу  и гниет в закромах родины. На базе деше-вой глюкозы из зернового крахмала можно получать разнообразные биопродукты,  заменяющие промышленные химические вещества. Из молочной кислоты, например, делают одежду, компакт-диски, покрытия, пищевую упаковку. Эта упаковка, выброшенная в мусор, буквально за 2-3 недели разлагается на воду и углекислый газ. А полимер 1,3-пропандиол применяется для изготовления ковровых покрытий, внутренней обивки автомобилей,  отличаясь при этом дешевизной, высокой энергоэффективностью, меньшим загрязнением окружающей среды.

Одним из важнейших аргументов в пользу биотеха,  представленных на совещании, стал анализ патентных заявок по направлениям в России (2002 – 2006 гг.). Он также указывает на то, что приоритетные направления  инновационного развития РФ на базе существующего научно-технологического потенциала – это биотехнология (6 556 заявок) и  тесно взаимосвязанные с ней фармацевтика, медицинская техника и пищевая химия. Нанотехнологии (126 заявок) – это также одно из приоритетных направлений 6-ого технологического уклада, к которому переходит развитый мир, но ни одна из стран не выбрала ее стратегическим направлением, как это наблюдается сегодня в Рос-сии.

В проекте Стратегии подробно перечислены задачи. Общий объем произведенной биотехнологи-ческой  продукции за 10 лет только в Татарстане  оценивается в размере -  400-450 млрд. руб. Это оценочные цифры, которые будут коррелироваться специалистами в соответствии с другими отрас-лями и планами экономического развития. В целом ставится задача, что доля сегмента биотехнологии в продуктовом объеме страны в случае успешной реализации программы должна быть к 2020 году примерно 2-2,5%. На сегодняшний день - это чуть выше нулевой отметки.

По каждому из биотехнологических напрвлений подготовлена так называемая "дорожная кар-та": что, когда надо делать и зачем. Среди ожидаемых к 2020 году эффектов от реализации Стратегии:  замена отечественными 30% импортных биофармацевтических препаратов, доведение доли биотоплива исключительно отечественного производства до 5%,  сельхозпредприятий, где вместо химии применяются биотехнологии, до  20%, как минимум 10% сырья для химической промышленности обеспечить на основе биотехнологий, сократить использование пестицидов и  ин-сектицидов 6 раз и т.д.

Какие задачи в итоге будут решаться и будут ли  – определиться государство, которому, исходя из Стратегии, уже будет значительно проще выбрать важнейшие направления и проекты, оказать поддержку по системному оперативному управлению и механизму реализации, в том числе решив проблему ведомственной разобщенности, согласовать  конкретные экономические задачи и цели, оказать в ряде случаев финансовую поддержку, как прямую, так и в виде преференций отечествен-ным предприятиям, в том числе для решения глобальной проблемы импортзависимости.


Информация взята с официального сайта компании Abercade   http://abercade.ru/research/industrynews/3159.html

Ваш регион?

Федеральный округ:

Центральный ФО
Приволжский ФО
Сибирский ФО
Южный ФО
Северо-Западный ФО
Дальневосточный ФО
Крымский ФО
Северо-Кавказский ФО
Уральский ФО
Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Воронежская область
Ивановская область
Калужская область
Костромская область
Курская область
Липецкая область
Московская область
Орловская область
Рязанская область
Смоленская область
Тамбовская область
Тверская область
Тульская область
Ярославская область
Москва
Республика Башкортостан
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Удмуртская Республика
Чувашская Республика
Кировская область
Нижегородская область
Оренбургская область
Пензенская область
Ульяновская область
Самарская область
Саратовская область
Пермский край
Республика Алтай
Республика Бурятия
Республика Тыва
Республика Хакасия
Алтайский край
Забайкальский край
Красноярский край
Иркутская область
Кемеровская область
Новосибирская область
Омская область
Томская область
Республика Адыгея
Республика Калмыкия
Краснодарский край
Астраханская область
Волгоградская область
Ростовская область
Республика Карелия
Республика Коми
Архангельская область
Вологодская область
Калининградская область
Ленинградская область
Мурманская область
Новгородская область
Псковская область
Город федерального значения Санкт-Петербург
Ненецкий автономный округ
Республика Саха (Якутия)
Камчатский край
Приморский край
Хабаровский край
Амурская область
Магаданская область
Сахалинская область
Еврейская автономная область
Чукотский автономный округ
Республика Крым
Город федерального значения Севастополь
Республика Дагестан
Республика Ингушетия
Кабардино-Балкарская Республика
Карачаево-Черкесская Республика
Республика Северная Осетия
Чеченская республика
Ставропольский край
Курганская область
Свердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Ямало-Ненецкий автономный округ
Яндекс.Метрика