Сергей Юшин - о том, почему невозможно быстро заместить импортное продовольствие

Складывается впечатление, что импортозамещение постепенно превращается в кампанейщину. О нем говорят по сто раз на дню, но, сколько ни повторяй «сахар», чай слаще не станет. Чтобы заложить фундамент для замещения импорта в ряде отраслей АПК, необходимо решать задачи по привлечению инвестиций и регулированию рынка, обеспечивать достаточный уровень господдержки, снижать финансовую и административную нагрузку на бизнес, менять отношение многих региональных чиновников к инвесторам. Также важно заниматься вопросом подготовки кадров для бизнеса и госуправления, модернизировать аграрную науку и сделать еще сотню нужных дел.

Но вместо этого начинается игра в отчеты. Снижение импорта, в том числе сельхозпродукции, многие чиновники из-за непонимания ситуации или намеренно рассматривают как признак успешного замещения. А на самом деле, к сожалению, в большинстве случаев это свидетельство падения реально располагаемых доходов населения и спроса, следствие девальвации рубля и ограничительных мер. Разве за год мы создали тысячи гектаров теплиц и садов? Разве они уже дали плоды? Или, может быть, коровы начали приносить по четыре-пять телят в год? При стагнации в производстве молока мы стали производить почти на 30% больше сыра, однако замалчивается, что на те же тридцать с лишним процентов вырос импорт пальмового масла. Вот откуда столько сыра.

Потребителю вместо импортного товара Х по цене Y предложили российский или незапрещенный импортный товар Z по цене Y+%. И, случается, более низкого качества. По-другому и быть не могло, ведь мы пока не стали производить в необходимых объемах новую продукцию с низкой себестоимостью и приемлемой ценой. Ждать быстрых результатов в замещении импорта сельхозпродукции просто наивно: никто не отменял биологические циклы, время на строительство объектов, введение в строй новых мощностей и внедрение технологий. Необходимо набраться терпения и спокойно, последовательно создавать условия для восстановления инвестиций, которые резко снизились. А без масштабных вложений говорить об импортозамещении смешно. Нужно строить современные аграрные предприятия, перерабатывающие заводы, развивать конкуренцию и высокоэффективное производство. Тогда товар станет первоклассным, а цены — доступными.

Государство считает необходимым снижать зависимость от импорта овощей, фруктов, говядины, свинины, молока и молочных продуктов, рыбы, племенных животных. Но наша себестоимость по разным причинам заметно выше, чем на севере Африки, в Азии, Южной Америке, в Европе или Китае. Поэтому нужно понять, а сможет ли — и если да, то при каких условиях — та или иная отрасль удержать позиции через 10–20 лет. Например, мясной сектор способен быть конкурентоспособным в долгосрочной перспективе. Он защищен тарифными квотами и высокими требованиями к безопасности продукции, есть условия для развития бизнеса. За 10 лет мы создали совершенно новую индустрию производства бройлера и свинины, есть существенный прогресс в выращивании мясного КРС.

Вопрос с мясом птицы в нашей стране, по сути, решен, и, думаю, окончательно. Импорт будет оставаться, но собственных ресурсов уже вполне достаточно, чтобы избежать дефицита. Через четыре-пять лет доля зарубежной свинины в потреблении не будет превышать 10%. В этих отраслях можно говорить о реальном импортозамещении. Но важно помнить, что его основы были заложены еще 10–12 лет назад, и это не результат девальвации и эмбарго, а итог последовательной госполитики по развитию сельского хозяйства, постепенной структурной и технологической модернизации, увеличения господдержки.

Нередко заявления чиновников относительно импортозамещения носят декларативный характер, но есть и реальная работа. С одной стороны, я вижу, что никто не проводил серьезного и глубокого анализа долгосрочных условий конкурентоспособности нашей продукции, никто не считал экономику и не сопоставлял нашу себестоимость и себестоимость зарубежных поставщиков. Есть много планов, не подтвержденных реальными инвестициями. Но, с другой стороны, абсолютно очевиден настрой Минсельхоза и правительства дать новый импульс сельскому хозяйству: принято много важных и полезных решений, которые повышают привлекательность АПК, идет постоянный диалог между федеральными ведомствами, отраслевыми союзами и инвесторами. Повышены ставки субсидирования кредитов, вводятся новые меры господдержки, идет работа с банками.

Меня беспокоит, что некоторые чиновники и бизнесмены хотят заместить все и везде, и неважно, какой ценой. Это не просто не рационально, но глупо и вредно. Нашей стране нужно, наконец, серьезно и глубоко проанализировать, где и в чем у нас есть преимущества, какие есть компетентности, кадры и условия, и встраиваться в международную систему распределения труда. Россия могла бы занять заметное место в поставках продовольствия, в том числе мяса.
Скажу парадоксальную вещь: без возможности продавать нашу сельхозпродукцию за рубеж мы не добьемся полноценного и сбалансированного замещения импорта. Грамотный подход — это не отказ от ввоза, а развитие внешней торговли в обе стороны, выход со своей продукцией на экспорт. Тогда и бизнес, и государство зарабатывают дважды, а рынок находится в равновесии.

Так что я верю, скорее, не в импортозамещение как таковое, а в постепенное развитие АПК, которое приведет к сокращению импорта и расширению внешней торговли продовольствием.

Автор: Сергей Юшин
Источник: Портал «Мясо», http://www.agroinvestor.ru

Ваш регион?

Федеральный округ:

Центральный ФО
Приволжский ФО
Сибирский ФО
Южный ФО
Северо-Западный ФО
Дальневосточный ФО
Крымский ФО
Северо-Кавказский ФО
Уральский ФО
Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Воронежская область
Ивановская область
Калужская область
Костромская область
Курская область
Липецкая область
Московская область
Орловская область
Рязанская область
Смоленская область
Тамбовская область
Тверская область
Тульская область
Ярославская область
Москва
Республика Башкортостан
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Удмуртская Республика
Чувашская Республика
Кировская область
Нижегородская область
Оренбургская область
Пензенская область
Ульяновская область
Самарская область
Саратовская область
Пермский край
Республика Алтай
Республика Бурятия
Республика Тыва
Республика Хакасия
Алтайский край
Забайкальский край
Красноярский край
Иркутская область
Кемеровская область
Новосибирская область
Омская область
Томская область
Республика Адыгея
Республика Калмыкия
Краснодарский край
Астраханская область
Волгоградская область
Ростовская область
Республика Карелия
Республика Коми
Архангельская область
Вологодская область
Калининградская область
Ленинградская область
Мурманская область
Новгородская область
Псковская область
Город федерального значения Санкт-Петербург
Ненецкий автономный округ
Республика Саха (Якутия)
Камчатский край
Приморский край
Хабаровский край
Амурская область
Магаданская область
Сахалинская область
Еврейская автономная область
Чукотский автономный округ
Республика Крым
Город федерального значения Севастополь
Республика Дагестан
Республика Ингушетия
Кабардино-Балкарская Республика
Карачаево-Черкесская Республика
Республика Северная Осетия
Чеченская республика
Ставропольский край
Курганская область
Свердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Ямало-Ненецкий автономный округ
Яндекс.Метрика